Русский English

SWING

Свинг


Музыкальная база свинга

Когда Луи Армстронга в одном из интервью попросили разъяснить понятие свинга, он, в свойственной ему одному загадочной манере ответил, что если уж такой вопрос у человека возникает, то никаких объяснений об этом уникальном музыкальном жанре ему не понять. А ведь именно его (Армстронга) музыкальные инновации (тогда метр играл в оркестре Флетчера Хендерсона) считаются первыми музыкальными воплощениями свинг-идей. И если уж один из отцов так говорит о свинге, то ему стоит верить.


Хотя, конечно, описать сам музыкальный стиль этого, даже не жанра, а целой концепции музыкального исполнения, в общих чертах можно. Так, строится свинг на сочетании 3 групп инструментов: ритм секции (это могли быть бас, ритм гитары, ударные, рояль), труб и тромбонов, а также серии саксофонов. Сочетать все виды этих инструментов было категорически сложно: в этом плане на бэнд-лидера возлагалась огромная ответственность. Но именно в сложности такой музыки, искусстве управления звуком, экспериментах с ритмикой и заключалось очарование свинга.

 

Если коротко, то цель композиции была в том, чтобы удержать внимание зрителя от первого аккорда до последнего. А звучали мелодии в стиле свинг порой и по 10-15 минут. Добиться заданного эффекта музыкантам помогал эффект гармоничного сплетения звуков. Выходило так: секциям труб противопоставлялись звуки саксофонов, а фоновой привязкой к основной ритмике оставалась мелодия ритм секции (она удерживала выверенный ритм, в большинстве случаев это было 4 на 4). Ведущими в исполнении композиций были саксофоны с их пронзительной живостью звучания и переливами мелодичных аккордов, а трубы, как это любили называть музыканты, "отсвинговывали" в такт сильным долям. Эффект получался непревзойденным: ноги слушателей сами пускались в пляс, по столикам сотни пальцев отбивали динамичную мелодию.


Но одна ошибка бэнд-лидера или неумелое отступление любого из исполнителей в составе оркестра, – и эта удивительная многогранная, будто живущая своей жизнью мелодия рисковала превратиться в музыкальный сумбур, мало что общего имеющий с искусством. Именно поэтому, кстати, свинг считался музыкой, которую способны исполнять только настоящие мастера.

 

Такой разный свинг: родители музыкального жанра

 Свинг появился как отдельное джазовое направление (а точнее, целая социально-культурная категория или даже настроение) в 1932 году. Это один из тех музыкальных жанров, который не имеет конкретного "отца". Хотя связывают его зарождение с двумя известными именами – композитора и исполнителя Дюка Эллингтона и легендарного Луи Армстронга.


Согласно официальной версии, появился свинг после того, как Дюк Эллингтон спел свою песню "It Don't Mean a Thing", где впервые прозвучала фраза "Бессмысленно все, что лишено свинга". В том же году новому направлению посвятил композицию и Бенни Мотен ("Moten Swing"), но Эллингтон был первым, потому и почести достались ему.

 

Однако саму базу, особенный стиль исполнения свинга начал демонстрировать еще Луис Армстронг, будучи в составе оркестра под предводительством Флетчера Хендерсона, в 1923 году. Увы, в те времена играть настоящий свинг не позволял базовый набор музыкальных инструментов, применяемый в популярных бэндах. Потому все импровизации великого джазмена нашли свое логическое продолжение и обрели форму свинга намного позже.


Есть и еще одно имя, которое есть смысл упомянуть, говоря о зарождении этой музыки: Бенни Гудман – еще один знаменательный исполнитель американской джазовой сцены. После его концерта в 1935 году в Palomar Ballroom и началось массовое увлечение свинговыми мотивами, танцами и т.д. Правда, Гудман изначально преследовал коммерческие цели, развивая свинг. И своего он в итоге добился: вывел музыку на новый уровень, когда она стала не только радовать, но и приносить доход.
Из знаменитых же исполнителей того времени особо яркими звездами выделялись бэнды: Арти Шоу, Бади Джонсона, Чика Уэбба, Лаки Милиндера, Томи Дорси и Джими Лансфорда. Также в зените славы оставался Бенни Гудман, который стал своеобразным "белым лицом" свинга. При этом, несмотря на общую базу, каждый из признанных оркестров стремился к своему собственному исполнению. Лучше всего это удалось Дюку Эллингтону, Бенни Гудману, Гленну Миллеру и Каунту Бэйси.

Эллингтон предложил публике уникальный "интеллектуальный" свинг, а стиль Гудмана называли "жестким". Бэйси играл заводной свинг, а Миллер – "коммерческий".

 

Триумфальное восхождение свинга - до забвения

Свинг сложно уместить в какую-то категорию: его нельзя назвать исключительно музыкальным жанром, так как, будучи искусной импровизацией, он использовал вставки самых различных направлений в музыке, хотя его основной платформой оставался, конечно, джаз. В целом свинг – это социально-культурное течение, основанное на взаимоуважении музыканта и слушателя, проповедующее расовое равенство и искреннюю любовь к музыке. Его описывали, как мелодию-надежду, музыку-обещание, жанр для умных, композицию, которую нужно не слушать, а чувствовать. Очень удачно однажды охарактеризовал свинг один из лучших бэнд-лидеров данного направления, Арти Шоу, сказав, что «свинг – не существительное и не определение, это – глагол, призыв».


Возник свинг в самое тяжелое для Америки время, период Великой Депрессии. И хотя традиционно Эрой Свинга считается отрезок между 1935 и 1946 годами, в действительности зародился он еще в 1923 году. А период с 1923 по 1929 годы можно смело назвать первым этапом его становления. Один из отцов свинга – Луис Армстронг – первым предложил в исполнении своих композиций (тогда еще, будучи в составе бэнда Флетчера Хендерсона) импровизационные мотивы, родственные свингу. Но набор используемых в то время инструментов не позволял по-настоящему "свинговать". Новый же музыкальный инструментарий, который и дал толчок развитию свинга на рынках Америки появился только в 1929 году.


Однако к своему триумфу этот стиль пришел только в 1935 году – во главе с Бенни Гудманом, который сумел вывести его на новый уровень коммерциализированного феномена. Массовая свинговая лихорадка началась именно после его концерта в «Паломар Баллрум». Этот музыкант был классическим представителем белого свинга, потому и стал "лицом" жанра. Но в то же время расцвели и черные исполнители. Америка еще не видела такой популярности черных своих жителей, хотя кардинально отношение к ним в обществе не изменилось.


Долгие 7 лет под музыку свинга танцевал весь мир, не говоря о том, что он вытворял с родной Америкой. Но война сделала свое дело, и популярность этой удивительной, сложной, заводной "музыки для умных" постепенно сошла на "нет". Мужчины покидали дома, уходя на фронт, а их спутницы жизни, оставаясь без партнеров по танцу, все больше увлекались лирическими мотивами песен Синатры и привычными со времен Великой Депрессии печальными блюзовыми композициями. Пока в 1947 году почти все ведущие тогда бэнды не были распущены, и свинг на полвека не исчез за пеленой забвения.

 

"Дети свинга": антирасистская музыка в сердце фашистской Германии

Есть в истории человечества масса моментов, которые выясняются совершенно неожиданно и, открываясь во всей своей необъяснимости, поражают. Яркий пример таких событий связан с историей становления ныне забытого, но все же великого и уникального в своем роде течения 20-40х годов прошлого века, именующего себя "Дети свинга". В основе их негласного "устава", конечно, были постулаты великого джазового музыкального направления. Танцы свинг стали непременным элементом культуры этого общества намного позже.


Так вот, жили "Дети свинга" не только в Америке – родине большинства легендарных музыкальных жанров – или Великобритании. Германия тоже насчитывала в своих рядах немало их представителей. Причем если в 20-е годы их открытая деятельность (а точнее, бездействие, так как тунеядство считалось характерной чертой стиля их жизни) в крупных городах постепенно погрязающей в фашистских призывах Германии можно объяснить, то существование их клубов накануне начала войны удивляет. В 1941году, в августе, правда, все же случилась беспрецедентная акция: наиболее активные главы группировок течения были арестованы и отправлены в гестапо, обвиненные в организации терактов. Хотя военных действий представители этого течения никогда не предпринимали. А вот радио вражеских британцев они слушали повсеместно.


Кстати, сколько бы тогда свинг-музыка не осуждалась за пропагандистские мотивы, призывающие к отказу от расизма и единению всех народов, отношение к ней в Третьем Рейхе было совсем неоднозначное. Чего стоит только высказывание Геббельса, который предлагал не ущемлять, а напротив – развивать свинговые и джазовые направления в музыке, только, понятное дело, со своей, арийской подоплекой.
И это – только начало: наиболее активные "Дети свинга" были, конечно, арестованы, но те, кто оказался менее ярким и заметным в отстаивании своих убеждений, отправились на службу. В итоге малоизвестный сегодня, но весьма любопытный факт: немецкое подразделение военных летчиков "Luftwaffe" проводило вечера под музыку свинг, причем, уже никого не боясь и не стесняясь. Кстати, еще одно интересное упоминание: попадая на фронт, "Дети свинга" с радостью готовы были сдаться – американцам, британцам, но только не советским солдатам. А причины таких предпочтений до сих пор не известны.

 

Закат Эры свинга: почему замолчали трубы?

7 лет Америку и весь мир лихорадило в танцах под музыку свинг. Это было время, когда впервые за всю историю развития США в зените славы оказались не только белые музыканты, но и черные бэнды. Сплоченная после долгих лет бедности и лишений, свободная страна бездумно отдавалась динамичным танцам под аккорды ритм секций, саксофонов и труб. Великая Депрессия словно осталась где-то в страшном сне. Отодвинутая на второй план безудержным желанием смеяться, радоваться жизни, забыть о невзгодах, – она практически растворилась в веселых мотивах новой музыки.


Но с началом 40х годов свинг стал стремительно терять свои позиции. А к 1947 году совсем исчез из трансляций радиовещательных станций и с телевидения, оставив только яркие воспоминании о беззаботном времени зажигательного танца. Почему так случилось, что один из лучших жанров музыки, пребывая в самом зените своей славы, вдруг покинул олимп? Историки приводят две причины его ухода.


Во-первых, убыточная экономика страны вновь напомнила о себе несколькими мощными ударами по танцевальным клубам и звукозаписывающим компаниям. Сначала поднялся налог на доход от работы танцевальных площадок: платить 30% от прибыли, полученной с продажи билетов, организаторы развлекательных заведений могли, лишь нанимая небольшие группы музыкантов, а свинг-бэнды к таковым никогда не относились. А затем, в 1942 году с началом забастовки профсоюза музыкантов, на 2,5 года свинг-бэнды остались практически без работы.


Во-вторых, началась война: большинство молодых людей ушли на фронт. И были среди них не только поклонники свинга, что составляли пару своей избраннице в динамичном танце, но и признанные исполнители. Женщины, оставаясь без пары, покинули танцевальные площадки. А слушать свинг, сидя на месте, не просто сложно – невозможно. Потому многие переключились на лирические композиции Синатры и вернулись к печальным композициям блюза. К тому же в американских домах появились первые телевизоры, которые заполнили собой все свободное время молодых людей, ранее проводимое в музыкальных развлекательных клубах.

 

Первый этап возвращения свинга- раскопки

Традиционно считается, что начался этап возвращения свинга в 1991 году – с концерта группы «Royal Crown Revue» в клубе «Deluxe». Однако истинные любители этого музыкального направления с таким утверждением не согласятся. На самом деле в 1991 году появилась модификация жанра, известная как нео-свинг, а возвращение этого направления случилось несколько раньше – примерно с 1988 года. Именно тогда на улицах Сан-Франциско стали вновь разгуливать люди в традиционных для 40-х годов zootsuitsи ярких платьях с огромными цветами.


Причем если появился свинг как музыка спасения, обещания лучшей жизни утомленной бедностью Америке, то его возвращение было спровоцировано усталостью. Молодому поколению надоело громкое звучание брутального рока, асексуальный стиль одежды, агрессия, лившаяся буквально отовсюду. Однозначно сказать, что за течение молодых людей стало возвращаться к свингу, нельзя. Это были сразу все: бывшие панки, фанаты ска, страстные поклонники джаза, уличные танцоры, домоседы, категоричные рокабилити. Все, кто пресытился громом грозных аккордов рока, доступностью всего и всех, развратом, – столь свойственных Америке 80-х годов.


Будто дети, новые поклонники свинга открывали для себя его грани. Причем делать это для них было не так уж просто. Не было тогда ни интернета, ни музыкальных лавок с пластинками свинговых оркестров. Приходилось в буквальном смысле откапывать свой свинг: на барахолках, уличных распродажах "чердачного хлама", в старых ломбардах и т.д. Причем прелесть этого действа для них была в ежедневной новизне: они собрались в немногочисленных пока клубах Сан-Франциско и Лос-Анджелеса (где все и начиналось) и делились своими находками. Кому-то удавалось найти старый журнал со статьей о Дюке Эллингтоне, другим – откопать на чердаке пару шеллачных или виниловых пластинок с записями Бэйси.


Свинг стал новым старым открытием, которое забавляло, вдохновляло, заставляло задуматься. Он не был чем-то запрещенным, но первые поклонники еще не нео-свинга, но классического его исполнения "играли" в шпионов. К примеру, завидев в баре человека, одетого в стиле 40-х, к нему мог подойти постоянный участник одного из подпольных собраний, посвященных свингу, и вручить записку (коробок спичек, пачку сигарет) с обозначенными датой и временем очередной встречи. Иногда на такие гаражные концерты пускали только с паролем. Так возвращался свинг, готовый вступить в новую эру своего расцвета с характерной приставкой "нео".

 

Главный секрет свинга- умение "держать" слушателя

Сегодня молодое поколение об этом стиле в музыке практически ничего не знает. В лучшем случае представитель нового общества отдаленно что-то подозревает о существовании танца с таким названием, но в большинстве ситуаций это яркое, громкое, красивое имя связывают с узаконенной изменой, эротическими развлечениями. Что не может не огорчать: ведь музыка свинг – это не просто жанр, это настоящий фейерверк эмоций. Истинное дитя искусства, он родился когда-то в муках матери-Америки, бившейся в кризисных страданиях. И сумел подарить целому миру, окутанному войной, горечью, отчаянием, – красивую надежду.


Необыкновенно динамичный, ритмичный, незабываемый, многогранный, этот музыкальный стиль жив и сегодня. Но, увы, внимание он привлекает по большей части в Европе, минуя погрязшую в поп-музыку Россию, да и другие страны бывшего союза. На гениальных произведениях свинга росли ныне легендарные рокеры советской, а потом и российской эстрады. Он стал указывающей звездой для тысячи знаменитых музыкантов, оплотом таких направлений, как нео-рок, нео-панк, джаз современного варианта исполнения. И все это только потому, что равных свингу по красоте и богатству восприятия мелодий элементарно не существует.


Главный секрет этой музыки – в стиле исполнения. Между прочим, мало кто о том помнит, но именно свинг удостоился первым высокого статуса "умного музыкального жанра" или же в отдельных интерпретациях "музыки для умных". Все потому, что он не просто заводит, призывает к быстрому ритмичному танцу, вдохновляет и заряжает. Он заставляет прислушиваться, задумываться, выискивать в отдельных переходах что-то свое, неповторимое.


Достичь этого отцам свинга (и обученным ими последователям) удалось за счет простого приема – смещения ритмических акцентов по отношению к партитуре на крохотные доли такта. Если выполнить такое смещение в нужном месте (а в этом музыкантам и помогало знаменитое "чувство свинга"), эффект получался колоссальным. Образно говоря, слушатель в этих перегибах мелодии будто терял некую слуховую опору, к которой можно привязаться и не дослушивать до конца композицию. В свинге эта опора постоянно менялась, соответственно, и слушателям все время приходилось вновь ее искать, оставаясь, что называется "в тонусе".

Рейтинг@Mail.ru