Русский English

ROCK-N-ROLL

Рок-н-ролл


         Рок-н-ро́лл (англ. rock&roll или rock 'n' roll, от англ. Rock and roll — «качайся и катись») — жанр популярной музыки, родившийся в 1950-х годах в США и явившийся ранней стадией развития рок-музыки. В англоязычных странах термин «рок-н-ролл» нередко применяют при общем обозначении рок-музыки.
Для рок-н-ролла характерен размер 4/4 (четыре четверти), относительно быстрый темп (140—180 уд/мин), обильное использование молодёжного сленга, раскованность музыкального исполнения. Традиционными музыкальными инструментами являются электрогитара, бас, ударные, фортепиано и саксофон.

 

История

Рок-н-ролл явился результатом синтеза различных стилей американской музыки. Почти одновременно, независимо друг от друга, неизвестные никому белые и черные музыканты американского Юга стали смешивать ритм-энд-блюз, буги-вуги, кантри и госпел, добиваясь неведомого до того звучания. Билл Хейли вовсю использовал афроамериканский сленг в начале 1950-х гг. в своих ритмичных песнях, построенных на кантри с примесью джаза и буги-вуги. Его два сингла «Rock Around the Clock» (записан в апреле 1954 года) и «Shake, Rattle and Roll» сыграли решающую роль в массовой популярности рок-н-ролла, до того бывшего лишь музыкальным экспериментом, известном л The Wall ишь слушателям местных радиостанций. Так как термина рок-н-ролл в современном его значении ещё не существовало, «Rock Around the Clock» была обозначена на пластинке как фокстрот. Несмотря на то, что нельзя чётко обозначить временное начало данного стиля, специалисты часто отдают первенство первого рок-н-ролла песне «Rocket 88», записанной в исполнении группы Айка Тёрнера в мемфисской студии Сэма Филлипса в марте 1951 года. Однако, не всё так просто. Одно из первых музыкальных произведений со слоганом "рок-н-ролл" было выпущено гораздо раньше: Wynonie Harris - All She Wants To Do Is Rock (1946).

 

Считается, что термин «рок-н-ролл» в его современном понимании был введён в обиход Аланом Фридом, энергичным диск-жокеем из Кливленда, много сделавшем для популяризации новой музыки, которая в то время встречала достаточно широкий отпор со стороны консервативного общества США. Рок-н-ролл явился первым стилем в современной популярной музыке, развитым и играемым наравне как белыми, так и негритянскими исполнителями, что в итоге привело частично к снижению расовой накалённости тех лет (при том, что этот жанр был сугубо аполитичным). Помимо песен, изначально написанных в новом стиле, ранние исполнители рок-н-ролла также весьма обильно исполняли старые блюзы, кантри, джазовые номера, народные песни - придавая им однако стилистику рок-н-ролльного звучания.

 

Первые “звезды” рок-н-ролла

Классическое звучание рок-н-ролла было сформировано в 1954—55 гг, когда Билл Хейли, Элвис Пресли, Чак Берри, Литл Ричард и Фэтс Домино записывали песни, заложившие основу рок-н-ролла. Каждый из этих уникальных музыкантов привносил нечто особенное в новую музыку: Элвис Пресли смело экспериментировал с кантри и блюзом; Фэтс Домино наконец-то доказал, что его новоорлеанское пианинное буги-вуги и было рок-н-роллом; ураганный ритм и неистовые вопли пианиста Литла Ричарда стали квинтэссенцией бунтарского характера рока, а гитарные аккорды и остроумные тексты Чака Берри стали примером для бесчисленных подражаний.

 

Чак Берри – живая легенда

18 октября  в 1926 году мир увидел малыша, которому было суждено осуществить огромный прорыв в мире музыки. С помощью шаблона всего из трех аккордов, он заставил электрогитару звучать в стиле рок-н-ролл.
Детство Чака Берри протекало в Сент-Луисе, в штате Миссури, США. Его семья относилась к среднему классу и была многодетной. Но, не смотря на это, маленький Чак являлся участником баптистского хора и осваивал азы игры на гитаре, совмещая все это с занятиями в школе. На музыкальный вкус будущего идола рок-н-ролльной музыки влияли мотивы кантри, джаза и зарисовки из калипсо. В его творчестве также есть отголоски блюза. Порой прослеживаются гитарные лейтмотивы известных музыкантов, например, Ти-Боуп Волкера.


Чак начал преуспевать на музыкальном поприще с ранних лет, создавая свои  эффективные, но в то же время незамысловатые аккорды, приемы игры. Основная «фишка» Берри заключается в перенесении фортепианного стиля аккордов на электрогитару. Ярким примером воплощения был его первый сингл «Мауbеllеnе» (1955). В нем пелось про любовь и автомобили. Очень скоро эта песня стала хитом и постоянно раздавалась из всех динамиков.
В тот же год, журнал «Billboard»  признал Чака Берри  исполнителем с огромным потенциалом. И они не ошиблись, поскольку спустя год исполнитель завоевывает слушателей своим новым хитом «Roll Over Beethoven» 1956 года. Фирменные приемы прослеживаются и здесь:  Чак делает шумные введения, прижатием двух струн в одно время.
На этом успех Берри только начинается: он реализует себя в роли актера, при этом, не забывая о рок-н-ролле. Чак снимается в фильме «Rock, Rock Rock», после чего  его начинают приглашать на эпизодические роли в такие фильмы, как «Мистер рок-н-ролл» и «Кадиллак Рекордс».


В 1958 году Берри выпускает в свет «Jоhnnу Вe Goode», и конечно же, эта вещь сразу покоряет слушателей, как и все предыдущие его композиции. В ней Чак разбивает в пух и прах все музыкальные стереотипы игры на гитаре. Он создает ошеломительное соло, используя рифы.
Несмотря на свой огромный вклад в музыкальный мир рок-н-ролла, Берри каждую среду радовал своих  поклонников отличными выступлениями в  «Blueberry Hill».

 

Развитие стиля и “британское вторжение”

Олицетворением рок-н-ролла всё же до сих пор является Элвис Пресли, наречённый «королём рок-н-ролла» ещё в 1956 году и оказавший огромное музыкальное и стилистическое влияние на молодое поколение не только Америки, но всего мира. После невиданного коммерческого успеха Пресли, рок-н-ролл мгновенно стал объектом интереса кинематографа, а также крупнейших лейблов, которые старались переманить к себе начинающих талантливых исполнителей из маленьких студий. В 1956—1957 гг. рок-н-ролл пополнился новыми звёздами — Карл Перкинс, Джерри Ли Льюис, Бадди Холли, Эдди Кокран — привнёсшими новаторские приёмы игры и оказавшие ещё большее влияние на следующее поколение музыкантов. Особое место в истории инструментального рок-н-ролла занял Линк Рей, чья композиция «Rumble» оказала огромное влияние на развитие последующей гитарной музыки. К концу 1950-х-пластинки в стиле рок-н-ролла были одними из самых продаваемых в музыкальной индустрии США.


Развитие классического рок-н-ролла было стремительным, однако он также довольно быстро оказался на грани самоисчерпания: Литл Ричард оставил поп-музыку уже в 1957 году, два года спустя после своего первого успеха; Элвис Пресли был призван в армию на два года и по возвращении в 1960 году был больше занят кинокарьерой; Бадди Холли, Ричи Валенс и Биг Боппер погибли в 1959—60 гг.; Чак Берри был приговорён к тюремному заключению. Другие певцы стали осваивать посторонние стили (кантри, ритм-энд-блюз и др.). Параллельно существовало множество коммерчески успешных исполнителей, старательно отшлифовывавших рок-н-ролл (особенно в жанре ду-уап), однако мало способствовавших музыкальному развитию. К началу 1960-х гг. рок-н-ролл оказался на пути тупикового самоповторения, и от конечного угасания его не спасали ни модный твист (Чабби Чекера), ни калифорнийский сёрф-рок “The Beach Boys”, несмотря на очевидное стремление последних обновить стиль. Свежие идеи, вдохнувшие в рок-н-ролл новую жизнь, были принесены из Старого Света «британским вторжением», возглавляемым “The Beatles” в середине 1960-х гг. Почти все рок-н-ролльные хиты 50-х гг. (особенно Чака Берри и Литла Ричарда) были заново перепеты британскими группами. Тогда же начинает использоваться общий термин — «рок».

 

«The Beatles»

Наверное, даже маленькие дети знают группу «Битлз» с легендарными Полом Маккартни, Джоном Ленноном и Ринго Старром. После того, как эти ребята начали играть и петь песни, рок-н-ролл по праву стали относить к сфере искусства, а не просто называть одним из музыкальных направлений.


Все началось в Ливерпуле, когда молодые люди, слушая американскую музыку и делая карьеру музыкантов, встретились, и решили создать свою группу. Группа со временем пополнялась новыми участниками и в какой-то момент носила название «Серебряные жуки», которое со временем менялось, приняв окончательную форму в виде названия «The Beatles».
Ошибочно мнение, что все музыканты начинали свою карьеру, профессионально владея инструментами и блестяще работая в коллективе. К примеру, бас-гитарист научился работать с гитарой во время игры в группе и купил инструмент только тогда, когда принял решение играть в «Битлз».


Начиная с выступлений в тавернах, группа переходит к масштабным концертам в своем родном Ливерпуле, а потом уже и за его пределами. В начале шестидесятых группа перебирается в Лондон, где исполняет хит «She Loves You», который потом включат в пластинку с самым большим тиражом выпуска.
В 1965 году сама королева Англии наградила группу за достижения в музыке. А позже критики стали детально изучать тексты и мелодии группы, т.к. хиты были поистине профессиональными и уникальными.


К сожалению, когда в 1970 году вышел сборник группы, сам коллектив на тот момент уже распался. До сегодняшнего дня многие спорят по поводу причин распада группы, выдвигая гипотезы, но до истины еще, наверное, никто не добрался.
В любом случае «Битлз» - не просто группа, это талантливые музыканты, чьи имена еще долгие годы будут вспоминаться не только поклонниками и музыкальными критиками.

 

«The Rolling Stones»

“The Rolling Stones” (англ. Роллинг Стоунз, буквально с англ. «катящиеся камни», идиоматический перевод — «вольные странники» или бродяги, «перекати-поле») — британская рок-группа, образовавшаяся 12 июля 1962 года и многие годы соперничавшая по популярности с The Beatles. Rolling Stones, ставшие важной частью Британского вторжения, считаются одной из самых влиятельных и успешных групп в истории рока. Rolling Stones, которые по замыслу менеджера Эндрю Луга Олдэма должны были стать «бунтарской» альтернативой The Beatles, уже в 1969 году в ходе американского турне рекламировались как «величайшая рок-н-ролльная группа в мире» и (согласно Allmusic), сумели сохранить этот статус по сей день.


Музыкальный стиль Rolling Stones, формировавшийся под влиянием Роберта Джонсона, Чака Берри, Бо Диддли и Мадди Уотерса, с течением времени обретал индивидуальные черты; авторский дуэт Джаггер-Ричардс получил в конечном итоге всемирное признание. Группа выпустила в Великобритании двадцать два студийных и восемь концертных альбомов (в США, соответственно, — 24 и 9). Двадцать один сингл входил в первую десятку UK Singles Chart, 8 из них поднимались на вершину хит-парада; соответствующие показатели Rolling Stones в Billboard Hot 100 — 28 и 8. Общемировой тираж альбомов Rolling Stones превысил 250 миллионов, 200 миллионов из них были проданы в США; по этим показателям группа является одной из самых успешных в истории. В 1989 году Rolling Stones были включены в Зал славы рок-н-ролла, а в 2004 году заняли четвёртое место в списке 50 величайших исполнителей всех времён по версии журнала Rolling Stone.

 

Рок-н-ролл в Советском Союзе и России

Американский рок-н-ролл проник в СССР ещё в середине 1950-х гг, хотя его советские слушатели составляли весьма узкую группу людей. Первые, весьма малочисленные, рок-н-ролльные исполнители в СССР, игравшие, как правило, англоязычные хиты, появились в начале 1960-х гг. в Прибалтике, Москве и Ленинграде. Их музыка была достаточно любительского характера, и в скором времени в их репертуаре собственно рок-н-ролл был смещён «британским вторжением» (песни “The Beatles”, “The Rolling Stones” и т.п.). На официальном уровне рок-н-ролл игнорировался, хотя нередко был предметом антизападной пропаганды. Парадоксальным образом, твист оказался вполне приемлемым и популярным жанром.


На русском языке рок-н-ролл, в его традиционном понимании (если не считать твисты М.Магомаева, Т.Миансаровой и др.), стали играть с конца 1960-х гг. Самыми известными группами этого направления в то время были “Зоопарк”, “Мифы”, “Санкт-Петербург”, и позднее многочисленные клубные коллективы, играющие рокабилли (“Мистер Твистер”).
С восьмидесятых годов взяла свое начало традиция проводить «квартирники». У многих такие мероприятия ассоциировались со сборами в большой квартире, большим количеством портвейна, громким исполнением песен под гитару в стиле рок-н-ролл и жалующимися соседями. Вечера такого плана проводятся и сейчас – немного изменился стиль, поют другие исполнители, но атмосфера, как и три десятка лет назад – слова от души, живая музыка и яркие эмоции в каждой ноте.


Со временем стали выпускаться кассеты с записями таких «домашних» концертов. Именно с тех времен началась слава «ДДТ», «Кино», «Алисы» и других групп, записанные песни которых слушают поклонники рок-н-ролла и по настоящее время.  
Хотя любители отечественного рок-н-ролла привыкли считать Ленинград столицей советского направления рок-музыки, но в восьмидесятые, которые мы называем периодом перестройки, центром развивающейся на тот момент музыки в стиле рок-н-ролл стала Москва.
Самым ярким представителем рок-групп была «Машина времени». Когда школьники заслушивались песнями «Битлз», соотечественник Андрей Макаревич записал первый альбом и завоевал внимание слушателей на долгие годы. Это было в далеком 1968, а к восьмидесятым группа уже имела свой непередаваемый стиль и массу поклонников.
Песня «Поворот» в 1981 году стала хитом, не смотря на то, что в те времена рок-н-ролл только начинал входить на отечественные музыкальные просторы. К восемьдесят пятому году «Машина времени» закрепила за собой звание самой авторитетной и известной группы. Альбомы, выпущенные в то время, до сих пор называют «золотыми».
Когда популярность группы «Машина времени» набирала обороты, в начале восьмидесятых о себе заявила «Ария». Профессиональное звучание и «металл» в песнях отличал ее от прочих советских исполнителей, которые играли в этом направлении.


Сначала был скандальный фестиваль «Рок-панорама», потом получение специального приза в Литве, а позже был выпущен альбом «Герой асфальта», который был продан миллионным тиражом после выпуска фирмой «Мелодия».
На сегодняшний день не только в Москве, но и на всем постсоветском пространстве есть масса исполнителей рок-н-ролла и его различных направлений. Остались в прошлом преследования советской власти и возможность играть только на закрытых концертах и организованных «квартирниках», сейчас можно свободно посетить концерты любимых групп, рок-фестивали, открытые выступления. А молодое поколение активно интересуется этим стилем музыки и экспериментирует, создавая все новые и новые песни, многие из которых становятся хитами.

 

Hard Rock - неотъемлемая часть рок-н-ролла

Одни вовсе не могут воспринимать тяжелый рок, не понимая его смысла, а другие называют hard-rock любимым стилем музыки. По-другому и быть не может, т.к. все, что имеет темперамент и далеко от общепринятых понятий, всегда вызывает категоричную реакцию.


Несмотря на это, те, кто не углублялся в принципы музыкальных жанров, иногда считают рок-н-ролл в общем масштабе чем-то жестким, громким и тяжелым, при этом глубоко ошибаясь. В этом их могут переубедить любители более спокойного и мелодичного рок-н-ролла, который на сегодняшний день также имеет массу поклонников
Впервые хард-рок появился в шестидесятых, поражая своей резкостью слушателей, которые привыкли к другой музыке и песням, но направление стало развиваться, завоевывая сердца все большего количества слушателей.
К тому же элементы хард-рока можно было услышать и у легендарных «Битлз», и у знаменитых «The Rolling Stones», но песней, которую считают первопроходцем в этом направлении, называют «You Really Got Me». Ее исполнили музыканты «The Kinks», положив начало новому ответвлению рок-н-ролла.


Конечный характер хард-року придал Джимми Хендрикс к концу шестидесятых, а в семидесятых появились группы, которые можно частенько увидеть в плейлистах ценителей этого музыкального жанра и на сегодняшний день. Это «Deep Purple»,  «Nazareth», «Uriah Heep» и многие другие.
Хард-рок – это не только взрыв эмоций и тяжелые аккорды, стиль требует от музыкантов отличного владения инструментом и умения работать в команде, а также способности отдаваться своей музыке на все сто процентов, иначе набор звуков никогда не станет шедевром, вызывающим восторг у многотысячной публики

 

«Pink Floyd» – космический рок-н-ролл

Когда речь заходит о рок-н-ролле 70-х, просто невозможно не упомянуть о легендарной группе PINK FLOYD, популярность которой не утрачена и на сегодняшний день. Музыку этих ребят слушают все поколения от малого до старого и, кажется, так будет еще не один десяток лет.
Промозглым осеним вечером 1965 года четверо друзей-одноклассников кембриджской школы Сид Баррет, Роджер Вотерс (костяк группы), Ник Мейсон (барабанщик) и Рик Райт (клавишник) дали жизнь музыкальной рок-н-ролл группе. Название группы произошло от имен известных блюзовых музыкантов Пинка Андерсона и Флойда Каунсела. Не прошло и  пару месяцев, как  ребята выступили со своим первым концертом, а спустя год свершился их настоящий дебют  - они выступили на церемонии открытия печатного органа андеграунда Лондона под названием «Интернешнл Таймз».


Они покоряли слушателей причудливыми мелодиями и неординарными текстами песен. Их первый альбом «Piper At The Gates Of Dawn», вышедший в 1967 году, можно считать новаторским из-за таинственности музыки. Она напоминает мелодию космоса, благодаря множеству эффектов и виртуозному гитарному соло.


Баррет создавал такую музыку и стихи, которая держала публику на грани реальности. Но, к сожалению, ему пришлось покинуть группу и в 1968 году музыканты выпустили альбом уже с новым солистом – Дэвидом Гилмором.
В 70-е годы Пинк Флойд была на пике популярности и их альбом «Dark Side Of The Moon» считался  наиболее раскупаемым альбомом  в истории рок-н-ролла.


В 1982 году на песню «The Wall» выходит фильм, который можно считать своего рода манифестом и в то же время несет в себе немую провокацию. «Стена» переворачивает все устои и стереотипы, показывая английскую любовь к порядку с другой стороны. Таким образом, картина становится культовой.


Несмотря на многократные изменения в составе группы, 2 июля в 2005 году Пинк Флойд порадовали публику своим первоначальным составом, отложив все разногласия.  Это было шоу мирового масштаба «Live 8», посвященное борьбе с бедностью.

Рейтинг@Mail.ru