Русский English

ДЖАЗ

Джаз


ДЖАЗ – что это за стиль?

Ответить на этот вопрос точно и однозначно до сих пор ни у кого не получилось, хотя этому стилю уже больше века. Его узнают на слух, его понимают душой, но объяснить его феномен не под силу никому. Знатоки джаза уверяют, что его невозможно проанализировать. Его можно услышать, полюбить или отвергнуть, понять или не понять. Но сухому определению он не поддается.


Дж. Гершвин говорил, что джаз – это музыка, и она пользуется такими же нотами, которыми пользовался и Бах. Страстный и хрипловатый голос саксофона, резкий вскрик трубы, четкий ритмический узор ударных – звучание этих инструментов не спутаешь ни с чем. Но джаз – это не только коллектив музыкантов, оркестр. Это еще и духовное сообщество: тех, кто его играет и тех, кто его слушает и понимает. Это способ мыслить и самовыражаться. Музыканты, играющие джаз, отдаются ему целиком, всей душой, всем сердцем.


Джаз называют великим искусством импровизации. Чаще всего джаз игрался без заранее приготовленной и отрепетированной мелодии. Лишь начиная играть, музыкант выбирал направление, поддаваясь вдохновению. Таким образом, на глазах слушателей рождалась музыка. С течением времени джаз менялся, но его основа – импровизация – оставалась. Даже музыканты больших оркестров, выходя на сцену, не знали в каком направлении они будут развивать основную мелодию, в каком ритме будет проходить их выступление и когда сменится темп и скорость. Это вовсе не значит, что музыка джаза неорганизованная, она просто свободна по своему духу и манере.
Джаз – это и свободное дыхание мелодии, и свобода ритма. Джазовый ритм – это вдохновение. Вызывая у музыкантов чувство свободы и легкости импровизации, он дает впечатление неуклонного движения вперед, с постоянно увеличивающейся скоростью, хотя на самом деле, темп может оставаться неизменным.

 

История джаза

Как направление в американской музыкальной культуре, джаз сложился к началу ХХ века. Он возник как результат слияния музыкального фольклора чернокожего населения, который восходил к древним западноафриканским традициям, и популярной бытовой песенно-танцевальной музыки белых.
Сформировались несколько стилей джаза: вначале новоорлеанский стиль, затем чикагский, к началу 30-х годов появляется стиль свинг. С этим стилем была связана деятельность биг-бэндов – больших оркестров (в отличие от джаз-бэндов – маленьких оркестров начала ХХ века). Особенно большую популярность завоевали нью-йоркские биг-бэнды Б.Гудмена и Д.Эллингтона.
В конце 30-х годов появляется новый стиль клубного джаза – мейнстрим («главное течение»). Музыканты, придерживаясь свинговой манеры, стремились выразить свою неиссякаемую фантазию в сольных импровизациях.
Приобретая огромную популярность, джаз оказал влияние на всю развлекательную музыку Соединенных Штатов, а также и Западной Европы. Его особенности использовали в своих сочинениях Л. Бернстайн и Дж.Гершвин.
Уже с начала 40-х годов возникает множество новых направлений джазовой музыки: би-боп, в котором главное – личность импровизатора; кул, с его более спокойной, «прохладной» манерой; хард-боп («твердый»); фри-джаз (так называемый, свободный джаз); джаз-рок и другие.

 

Вскоре после своего появления джаз проникает в Европу, затем в Азию, и здесь он развивается  самостоятельными путями.
В России интерес к джазу появляется уже в 20-е годы. Среди джазовых оркестров самым заметным был коллектив Л.Утёсова. В отечественном джазе были представлены разные стили: традиционный («Ленинградский диксиленд»), свинг (оркестр О. Лундстрема), джаз-рок (популярный ансамбль «Арсенал»).

 

Рэгтайм

Рэгтайм – это специфическое направление джазовой музыки, которое появилось в конце ХIХ века. Название стиля можно перевести: «разорванное время». «Rag» – звуки, которые появляются между долями такта. По сути дела, это синкопированная музыка.


Рэгтайм появился из модного европейского увлечения (романтической фортепианной школы, имевшей в репертуаре Листа, Шопена, Шуберта), взятого афроамериканцами и исполненного на свой лад. В их интерпретации эти произведения получали интенсивность и динамичность, более сложный ритм, ритмические сдвиги, «неправильные» акценты, опору на «блюзовые» ноты.
В последствии рэгтайм стали переводить в ноты. Прибавило ему популярности и то, что почти в каждой семье было пианино, на котором было очень удобно воспроизводить сложную мелодию рэгтайма. Самым популярным направлением рэгтайм стал в городах Сент-Луисе и Канзас-Сити, а также в Техасе. Именно здесь, в Техасе, родился Скотт Джоплин, наиболее знаменитый композитор и исполнитель рэгтайма. Также известными авторами и исполнителями рэгтайма являются Джеймс Скотт и Джозеф Лэмб. В России этот стиль представлен весьма ярко коллективом «Moscow Ragtime Band».
В самом начале ХХ века рэгтайм был в необычайной моде. В это время появились композиции, исполнявшиеся не только на фортепиано, но и джаз-бэндами, например, «12 Street Rag», «Tiger Rag». В 20-30 годы рэгтайм взяли на вооружение исполнители гарлемской школы. Несколько раз возрождался рэгтайм, как концертный жанр, и после войны. Его исполняли и пианисты-виртуозы, и большие оркестры.
В советской России стиль рэгтайм ассоциировался со старыми буржуазными танцами, и потому был практически неизвестен. Но в 80-е годы на экраны вышел фильм «Мы из джаза», который шел полностью в сопровождении рэгтайма. Автором музыки был композитор А.Кролл. Сейчас рэгтайм можно послушать в многочисленных записях.

 

Чикагский джаз

Особым направлением в развитии джаза стал чикагский джаз – стиль, сформировавшийся в начале 20х гг. из новоорлеанского стиля. В это время усилился поток мигрантов из Нового Орлеана, появилось много новых джазовых оркестров в Чикаго, который на целых десять лет (с 1917 года по 1928) становится центром джаза.
Это время стало поистине золотым веком для джазовой музыки. Композиции Луи Армстронга были записаны именно в это время. Все джазовые знаменитости играли тогда в Чикаго, развивая новоорлеанский стиль, обогащая его новыми элементами и формируя новый чикагский стиль джазовой музыки. Коллективная импровизация, которая была характерна для новоорлеанского стиля, ушла, уступив место выступлению солиста на переднем плане, а значит, сольным импровизациям и гомофонному принципу. Свойственно новому чикагскому стилю стало и соло на ударных инструментах. Смелее стала вводиться аранжировка, сольные партии стали длиннее. Изменилась и ритмика. Теперь акцентировались не первая и третья доли такта, а вторая и четвертая.

 

В оркестрах появляются новые инструменты: труба пришла на смену корнету, вместо тубы был введен контрабас, как технически более подвижный инструмент, вместо банджо появляется гитара. Также вскоре в оркестрах появились саксофоны и фортепиано.
Репертуар музыкантов был значительно обогащен. Начинают исполнять номера из ревю, мюзиклов и оперетт. Техника игры джазовых музыкантов из Чикаго значительно повлияла на развитие джазовых оркестров второй половины двадцатых годов, которые стали предшественниками свинга. 
Завершился период чикагского джаза в 1928 году, когда началась Великая депрессия в США. В начале 30х гг на смену ему пришла эпоха свинга.
Знаменитые представители чикагского джаза: Ред Николс, Бикс Бейдербекке, Бад Фриман, ранний Бенни Гудмен и другие.

 

Свинг

В самом начале 30-х годов Америка оказалась в состоянии кризиса, что привело к распаду множества джазовых ансамблей. Остались лишь оркестры, которые играли танцевальную коммерческую музыку. Следующий шаг в развитии джаза сделали белые музыканты, вычистив, пригладив и, таким образом, обновив джазовую музыку. Они дали новому направлению джаза название «свинг», желая избавиться от слова «джаз», которое тогда было жаргонным.
Слово «swing» означает «раскачивание, качание». Этот термин имеет два значения. Во-первых, это направление в джазовой музыке, представленное исполнительской практикой больших оркестров. И, во-вторых, это такой ритмический рисунок, когда первая нота продлевается, а вторая укорачивается. При этом создается впечатление пульсации, волнообразного движения, покачивания, то есть свинга. Практически для всех форм свинга характерен синкопированный, то есть укороченный, ритм. Главной формой воплощения свинга становится импровизация солиста-музыканта или певца на фоне сложнейшего аккомпанемента. 


Для профессионалов джаза свинг – это то, без чего не существует джаза, если не чувствуешь свинга, то джаз сыграть невозможно. А Дюк Эллингтон утверждал, что не имеет смысла все то, что не имеет свинга.
Свинг требовал от исполнителей хорошего знания гармонии, отличной техники. Главной формой стали большие оркестры, которые постепенно приобрели стандартную форму. В оркестре обычно было 10-20 человек. Инструменты – это несколько труб, тромбонов, саксофоны, фортепиано, гитара, струнный бас, ударные инструменты.
Свинг стал очень популярным стилем. Его можно было услышать всюду – в клубах, кино, кафе. Молодежь, которая всегда отличалась максимализмом, придала этому стилю значение протеста против старых взглядов на джаз. Свинг стал их новым знаменем, визитной карточкой времени. «Эпохой свинга» называют период с 1934 по 1946 годы. Она принесла оживление и жизнеутверждающие настроения после Великой депрессии в Соединенных Штатах.
Классика стиля – композиции Гленна Миллера, Бенни Гудмена, Каунта Бейси.

 

Луи Армстронг – легенда джаза

Легенда и гений джаза, великий музыкант, виртуоз, чей мягкий хрипловатый голос и чарующее звучание трубы навсегда запечатлеваются в памяти – это Луи Армстронг. Его влияние на современную музыку было так велико, что все музыканты, которые записывали джаз в тридцатые годы, воспринимаются последователями его стиля. Его уникальный голос пытались копировать многие исполнители. А обаятельный сценический образ, великолепное чувство юмора и лучезарная улыбка немало способствовали популяризации джаза.

Символично, что родился Армстронг в Нью-Орлеане, городе, который стал родиной американского джаза. Точная дата неизвестна: сам он выбрал 4 июля 1900 года. Детство в бедном квартале города, приют для негритянских беспризорных детей, куда он попал из-за глупой выходки – выстрела из пистолета на улице в честь нового года, с шестнадцати лет попытки заработать на жизнь с помощью музыки – жизнь Армстронга не назовешь безоблачной.

Переломным моментом для него стала встреча с Джо Оливером, который не только был самым известным джазменом Нью-Орлеана, но и, по сути дела, стал продюсером для местных молодых музыкантов. С 1922 года Армстронг играет в оркестре Оливера на трубе. Затем – первые выступления, записи, работа в оркестре Ф. Хендерсона в Нью-Йорке, попытка организовать свою группу. Именно в это время формируется его особенный стиль исполнения, складывается его сценический образ. В 30-е годы имя Армстронга уже стало визитной карточкой джаза. В 1947 году он создает ансамбль «The All-Stars» («Все звезды»), и с ним гастролирует по всему миру.
Записи Луи Армстронга «Heebies Jeebies», «Blueberry Hill», «Mack the Knife» и, особенно, «Hello, Dolly!» имели оглушительный успех. Его голос, не поддающийся анализу и описанию, проникал в души людей. Популярность его достигла апофеоза. Но здоровье ухудшалось. Он не соглашался лечиться, лечь в больницу, ведь его ждала публика, он жил, чтобы играть на трубе.
Скончался великий музыкант 6 июля 1971 года.

 

Дюк Эллингтон

Знаменитый композитор, пианист, руководитель оркестра, аранжировщик Дюк Эллингтон – один из самых знаменитых джазовых музыкантов ХХ века.
Его настоящее имя – Эдвард Кеннеди Эллингтон, а знаменитое «Дюк» («герцог» в переводе с английского) – это прозвище, которое дали ему друзья за аристократизм, элегантность, за любовь к красивой одежде. Он получил приличное домашнее образование, уроки ему давала мать. Увлекшись с детства рэгтаймом, Эллингтон решил профессионально заняться музыкой. Организовав оркестр, он выступал с ним в клубах Вашингтона, затем переехал в Нью-Йорк.
Продолжительное турне по Южной Америке, Европе и Соединенным Штатам, которое он вскоре предпринял, имело оглушительный успех. В его оркестре к этому времени было 15 музыкантов. Репертуар составляли композиции самого Эллингтона. В это время Эллингтон пишет знаменитый «Caravan», ставший классическим.
В 50-60 годы Эллингтон создает произведения в основном крупной формы: оркестровые сюиты («Jazz Festival Suite», «Shakespearean Suite», «Toot Suite» и другие), музыку к кинофильмам («Анатомия убийства», «Асфальтовые джунгли», «Парижский блюз», «»Покушение на королеву»), концерты духовной музыки.
Эллингтон стоял во главе своего оркестра почти 50 лет. Он был образцовым руководителем, используя группу не только для своих музыкальных экспериментов, но и давая музыкантам возможность проявить себя, раскрыть свои таланты. Поэтому очень многие музыканты его оркестра оставались с ним долгие годы. 
До самой своей смерти в 1974 году Эллингтон продолжал выступать. После ухода великого музыканта оркестр не распался, им продолжал руководить сын Дюка Мерсер, а затем и внук Пол. Эллингтон сделал джаз почти академическим. О нем написаны десятки книг. Дискография Эллингтона насчитывает более 600 дисков.

 

Элла Фицджеральд – Первая леди джаза 

Когда произносится имя «Элла», то музыканты и любители джаза точно знают, о ком идет речь. Ведь так звали «Лучшую певицу мира» Эллу Фицджеральд. Когда Фрэнка Синатру спросили, кого можно представить к этому почетнейшему званию, тот, не колеблясь, ответил, что и спрашивать не нужно – только Эллу! За нее проголосовали Эллингтон, Армстронг, Питерсон, Гудмен. Она, действительно, лучшая из всех, кто когда-либо пел.

За свою жизнь Элла Фицджеральд записала 250 альбомов, получила 13 премий «Грэмми» (высшая музыкальная награда Америки).
В своем творчестве Фицджеральд опиралась на традиции негритянского искусства, но создала при этом совершенно новый, неповторимый тип джазового пения, в котором исполнитель не уступает композитору и дает старым песням новую, совершенно неожиданную жизнь.
Родилась Элла Фицджеральд в штате Вирджиния в 1917 году, в бедной семье. Несмотря на житейские трудности, она обладала жизнерадостным характером, великолепно танцевала и замечательно пела. Победа на любительском конкурсе, выступление в гарлемском кинотеатре «Аполло», имевшее оглушительный успех, работа в оркестре Чика Уэбба, первые записи и первые хит-парады стали вехами на ее пути к большому успеху.
«Звездой» Эллу Фицджеральд сделал Норманн Гранц, ставший ее менеджером с 1946 года. Вначале она пела в его оркестре, а затем начала выступать одна, с сольными концертами. Своим знаменитым голосом с диапазоном в три октавы, импровизациями без слов (скэтом) она добилась потрясающего успеха. Композиции «Как высоко луна», куплеты «Мекки-Нож» показали великолепную амплитуду голоса певицы. С 1972 г. Элла Фицджеральд считалась достоянием джаза. Многочисленные концерты, записи, композиции приносили все большую славу.
С 1994 года певица не смогла больше выступать: сказывались годы и здоровье. Через два года ее не стало, но ее имя остается по-прежнему первым в списках звезд мирового джаза.

 

Гленн Миллер – тайна жизни и смерти

Имя Гленна Миллера хорошо известно в нашей стране. Его музыкой восхищаются миллионы любителей джаза. Великий тромбонист и композитор, руководитель оркестра, Гленн Миллер оставил после себя такое наследие, как музыка к фильму «Серенада Солнечной долины».
Родился Гленн Миллер в 1904 году в штате Айова, в маленьком городке Кларинда. В 14 лет он в первый раз взял в руки тромбон и увлекся музыкой на всю жизнь. Выступать на публике начал с 17 лет в школьном оркестре. Поступив в Колорадский университет, Миллер вскоре оставил его, уехав в Лос-Анжелес и поступив в оркестр Макса Фишера.
В двадцатые годы он активно работает над собой, повышая свое мастерство и творческий потенциал. Он пишет аранжировки для Бенни Гудмена, Б.Поллака, братьев Дорси.
Организовав в 1937 году свой оркестр, Гленн Миллер вначале не нашел отклика у публики. Но в следующем году он пригласил в свой оркестр друзей  Т.Бенеке, Х.Макинтайра, Ч.Макгрегора, Б.Прайса, Р.Бандока. И на этот раз их ждал огромный успех. С тех пор музыка Гленна Миллера зазвучала по всему миру.       
Подписав контракт со студией звукозаписи RCA, он записывает около двухсот композиций, включая «Chattanooga Choo-Choo», «The American Patrol», «Tuxedo Junction» и другие.

 

      В 1941 году, находясь на пике славы, композитор распустил свой оркестр, попрощался с семьей и записался в американскую армию добровольцем. Он уехал в Лондон, там организовал военный оркестр и выступал с ним на военных базах, а также по Би-би-си.
В 1944 году он должен был вылететь в Париж. Самолет, на котором он летел, пропал над Ла-Маншем. До сих пор точно неизвестно, что произошло с ним. Версий было множество, от простых до фантастических. Самой достоверной считается версия, что самолет был нечаянно сбит британскими бомбардировщиками.
Гленн Миллер погиб давно, но мелодии его живут в душах и сердцах людей. Им суждена долгая жизнь, потому что сделаны они с талантом и любовью. И в этом – особая тайна жизни великого музыканта.

 

Джаз в современном мире

Началом эпохи современного джаза принято считать наступление эры бибопа. Разработав новую форму, созвучную времени, музыканты именно этого стиля, углубили теорию джаза, расширили спектр выразительных средств, и добились того, что в сознании масс джаз перестал ассоциироваться с легкой, развлекательной музыкой, а занял свое место в современной мировой культуре. Вскоре им на смену пришли создатели стиля кул, затем фри-джаз, фьюжн. Можно сказать, что в репертуаре современных джазовых музыкантов все существующие на сегодняшний день стили представлены примерно в равной степени.
В каком направлении сейчас развивается джаз, предсказать сложно. Можно лишь наметить тенденции. Самых главных из них - три. Во-первых, это музыка фьюжн. В последние три десятилетия она активно развивается и не собирается сдавать своих позиций. Во-вторых, это необоп. К его приверженцам относятся и опытные музыканты, всю свою жизнь посвятившие бопу, и молодые исполнители, которые были воспитаны на роке, но нашедшие вдохновение в бопе. И в-третьих, это линия фри-джаза. К этой музыке тяготеют молодые музыканты, в том числе и те, кто работает с электронной музыкой, использует редкие инструменты. К примеру, Кен Вандермарк, авангардист-саксофонист, приверженец фри-джаза.

 

Много сегодня в джазе музыкантов, сохраняющих верность старым формам. У них тоже есть свои поклонники и слушатели. Это, например, молодые пианисты Брэйд Мелдоа, Бенни Грин и Джекки Террассон, саксофонисты Дэвид Санчес и Джошуа Редман.
Популярными у многочисленной аудитории слушателей и коммерчески успешными формами современного джаза являются также Soul-Jazz, Jazz-Funk, Crossover Jazz, Соntemporary Jazz, Smooth Jazz.


Нет смысла гадать как будет дальше развиваться джаз. Джон Фелл, видный джазовый авторитет, заявлял, что джаз сегодня настолько переплетается с другой музыкой, что сохраниться как самостоятельное явление вряд ли сможет. Будущее джаза в его прошлом: необходимо оглянуться назад, переосмыслить все достижения и увидеть дальнейший путь.

Рейтинг@Mail.ru