Русский English

FUNK

Фанк


Стиль «Фанк» является составной частью стилей “jazz-rock“,   «hip hop”, “fusion”,  “acid jazz”, “disco”, “jungle”, “drum&bass” и многих других стилей.


Музыка стиля «funk»  является продолжением музыки «soul». Иногда даже грамотный  специалист не может  провести между ними четкую грань. Термин «соул» (в переводе с английского «душа») означал движение американских негров за свои права еще в рабовладельческие времена в США. Верующие рабовладельцы тогда  пытались  узаконить убийство негров, утверждая при этом, что они подобны животным и  не имеют души, и поэтому Первая заповедь Христа не нарушается. Черные идеологи признали факт наличия души у негров самым главным моментом в борьбе за выживание. В результате чего возникли  так называемые «соул-братства»,  а американские негры стали называть друг друга «соул».
Фанк – это течение афроамериканской музыки. Фанк также обозначает музыкальное направление, составляющее ритм-энд-блюз наряду с соулом.  Формирование стиля Funk началось в 1960-х годах, как противовес коммерции ритм-энд-блюза. Основоположниками этого  стиля явились Джордж Клинтон, Джеймс Браун и Слай Стоун.

 

Слово Фанк принято считать жаргонным, оно обозначает «танцевать так, чтобы очень сильно взмокнуть». Слово «фанк»  джаз-мэны употребляли еще с начала 20-го века, когда обращались к зрителям. Впоследствии слово фанк закрепилось за стилем музыки, который считается самым танцевальным стилем во всём ритм-блюзе.
Прежде всего,  фанк - танцевальная музыка, что определяет его особенности: предельная синкопированность партий (ритмические элементы блюза, джаза, регги, соула, фанка) всех инструментов, кричащий вокал, пульсирующий ритм, повторение коротких мелодических фраз. Лари Грэхэму очень  часто приписывают изобретение «ударной игры на бас-гитаре» техника, которой и  стала отличительным элементом в стиле фанк.

 

История возникновения стиля Funk

Стиль Funk начал свое существование в 1960-ых годах в США, как несколько видоизмененный, тяжелый Soul.  Основателем этого стиля принято считать Джеймс Брауна, который начинал свою музыкальную карьеру соула и ритм-энд-блюза. Первыми записями, исполненными в стиле фанк,  считаются его песни 1965-ых годов - «Funky Drummer» и «Papa’s Got a Brand New Bag».  Изначально фанк носил только развлекательный характер, но во время движения за права черных получил даже политическое звучание.
Классические записи Funk можно отнести к 1960-1970-м годам, когда кроме Джорджа Клинтона и Джеймса Брауна получили популярность  такие команды, как «Earth, Wind & Fire» и «Sly & the Family Stone». Именно в это время фанк начинает влиять на такие устоявшиеся музыкальные стили как джаз и рок, порождая тем самым переходные стили.  Альтернативная рок-музыка также не смогла избежать влияния фанка, это отчетливо заметно в творчестве таких музыкантов, как:  «Talking Heads» и «Minutemen».


В 1970-ых годах был создан стиль «электрофанк», основателем которого стал Херби Хэнкок, который оказал огромное влияние на становление и развитие этого стиля.  Также фанк оказывает огромное влияние  на развитие рок музыки 90-ых годов, в основном благодаря таким знаменитым группам, как «Primus», «Jamiroquai», «Red Hot Chili Peppers», «Spin Doctors».
В 1980-ые года Майкл Джексон и Принс получили мировое признание в поп-музыке. И  в 1980-ых  годах звуковые фрагменты многих  фанк-хитов активно  используются в хип-хопе; эта традиция продолжается и в 2000-е годы многими  влиятельными продюсерами, например, «The Neptunes».
Фанк не является признаком какой-либо нации или расы. Это совершенно особенное ощущение ритма, которое, наверное, можно считать врожденным, в независимости от того, какого цвета твоя кожа.

 

Стили и направления фанка

Огромную роль в развитии популярности стиля фанк в 1970-х годах сыграли афроамериканские кинокартины, такие как «Шафт», саундтрек к которому написал известный фанк исполнитель Айзек Хейс и «Ловкий парень» -  композитором этого фильма стал Кертис Мейфилд.
В конце 1970-х Фанк немного начал уступать свои позиции направлению диско. Этот стиль родился на основе фанка, в результате упрощения ритма. Стиль диско очень быстро и легко вошел в моду, многие радиостанции и звукозаписывающие компании переориентировались на него и требовали от фанк-музыкантов упрощения своей музыки, для большего успеха.
С начала 1980-х в черной городской среде стал активно развиваться стиль, который сейчас называется hip-hop, появившийся, как некое противодействие популярным стилям музыки (в том числе и диско). Как однажды заявил Джордж Клинтон: «хип-хоп спас фанк». В эту музыку вернулись довольно осмысленные и серьезные тексты, а также ритмическая музыка, характерная фанку.  Hip-Hop можно назвать «новой школой» фанка (new school), а традиционный фанк, к которому принято относить творчество таких исполнителей, как Джеймс Браун и групп «Ohio Players»,  «Sly and The Family Stone», «Kool and The Gang» и другие исполнители — называют «старая школа» фанка (old school).
Окончательное возрождение фанка  и возвращение к массовой аудитории произошло примерно  в середине 1990-х годов,  когда интерес  к культуре 1970-х сильно возрос. Было перевыпущено огромное количество старых дисков, а ветераны стиля  фанк продолжили записывать новые альбомы.
Элементы фанка  часто используются  в современной поп-музыке — их можно услышать практически в любой композиции, начиная  от Бритни Спирс и заканчивая российской группой «Руки вверх».

 

Феномен Фанк-музыки

Отличительной чертой фанка является инструмент, который обычные обыватели называют гитарой и возможно даже не понимают разницы. Между тем бас-гитара – это именно тот инструмент,  акцент, на звучании которого и стал основополагающим в стиле фанк.  Бас-гитара, в отличие от обычных гитар, является неотъемлемой частью ритма, работая с ударными установками.  Именно бас-гитара создает то самое звучание, которое заставляет всех двигаться в такт музыке.  А началась все довольно просто - звукорежиссеры компании «Motown Records» стали выдвигать на передний план бас-гитары. Джеймс Ли Джемерсон стал одним из первых басистов, чей инструмент оказался в центре внимания.  Ещё одним музыкантом, который оказал значительное  влияние на фанковый звук, стал Ларри Грэхем из группы  «Sly&The Family Stone».  Именно Лари приписывают изобретение уникальное техники «слэп», при которой большой палец извлекает из струн глубокие и  низкие звуки, а другие пальцы — высокие ноты.

 

Характерные черты фанка – выраженный ритм, низкие частоты, также характерным для  стиля фанка стал короткий риф электрогитары, обработанный специальным  эффектом, который носит название «wah-wah». Все партии в фанке ритмически немного  сдвинуты относительно друг другу, поэтому и возникает очень своеобразный эффект джазовой синкопы. Именно из-за этого  фанк близок людям с африканскими корнями, которые  очень тонко чувствуют ритм, и так непонятен славянам, которые больше внимания уделяют приятной и красивой мелодии.


В России, несмотря на то, что имеется довольно обширная аудитория любителей фанк-музыки, не возникло практически ни одного качественного проекта, который смог бы составить конкуренцию западным группам.

Рейтинг@Mail.ru