Русский English

ФОЛК


… Я – сиреневое пламя, я – струна на ветру.
Я – Господень скоморох, и меня любит Господь...”
Башня Rowan

В переводе с английского языка термин фолк (на английском - Folk) означает «народный». Это широкое понятия может быть применимо к музыке народов всех стран, независимо от фольклорных особенностей каждой отдельной местности.

 

Фолк

 

Особенности

         Наибольшую популярность стиль фолк приобрел в Северной Америке и Британии. Стили кантри и фолк очень близки, но необходимо уметь их различать. Кантри воплощает собой слияние традиций и элементов «белой» и «черной» негритянской народной музыки. Фолк основывается на традициях и культуре отдельных народов.

 
Исполнители музыки в стиле фолк темы для своих произведений черпают из жизни народа. Часто это протестантские песни, актуальность которых со временем после героических исторических событий проходила, они забывались и уходили в прошлое.
Характерной особенностью исполнения песен в стиле фолк является использование минимального количества инструментов. Большинство исполнителей поют под аккомпанементы акустических гитар или старинных народных инструментов.

 

Направления

Эволюция фолк музыки насчитывает три основных периода:

  •  древнейшая эпоха - связана со временами языческой религии;
  •  средневековье – времена образования народностей и расцвета так называемого классического фольклора;
  •  современный период (эпохи новая и новейшая) – связан с переходом к капитализму и ростом городской культуры, сменой старых традиций, возникновением новых форм народного музыкального творчества.

     Выразительными средствами народной музыки являются мелос, многоголосие, ладозвукорядная система и другие аналогичные формы музыкального исполнения.

 

Популярность

Фольклорную музыку в разные времена и в разных странах привносили талантливые исполнители и народные музыканты, которые в разных местностях назывались по своему: скоморох, кобзарь, вагант, гусляр, акын, бахши, гусан и другие. В настоящее время музыка в стиле фолк имеет много направлений, в каждом из которых есть свои особенности. Фолк — это живая и современная музыка, которая создается в настоящем, но корнями своими может уходить и в далекое прошлое, и в не менее далекие страны мира. Языческая музыка привлекает не только поклонников древней веры, но и тех, кого интересует древняя история, старинные мифы и легенды, а также особое сочетание древней и современной музыки.

 

Средневековый фолк-рок или Medieval Folk- rock

Мидивал-фолк-рок (на английском языке Medieval Folk rock, Medieval – в переводе средневековый) – субжанр фолк-рок музыки, сочетающий элементы рока и ранней музыки. Появление средневекового фолк-рока в начале семидесятых годов связано с созданием в Англии и Германии групп, которые при исполнении своих произведений в стилях прогрессив-фолк и электрик-фолк начали включать в них элементы средневековой музыки.  Этот стиль зачастую начали приписывать музыкантам, использующим не только элементы средневековой музыки, но и музыки других периодов: ренессанса и барокко. Группа «Steeleye Span», вдохновленная средневековыми мелодиями, в 1972 году выпустила альбом под названием «Below the Salt». Созданные в период семидесятых годов группы «Gentle Giant», «Gryphon», «Third Ear Band», «Ougenweide», «Saga de Ragnar Lodbrock» и «Ripaille» достигли определенного успеха в этом жанре, но позже некоторые из них распались, а других поглотило более широкое движение прогрессивного рока. Стало происходить смешение стилей: прогрессивный рок все чаще стал включать элементы ранней музыки, а Medieval Folk rock начал стремиться в сторону прогрессивного рока. Очевидно, что ранняя музыка также оказала влияние на музыку прогрессивного рока, как и этническая, и классическая музыка, и джаз.
Позже, в восьмидесятые годы, средневековый фолк-рок возродился наряду с рождением других жанров этого направления: нео-средневековый и средневековый метал, сочетающий музыку средневековья с металлом. Элементы средневековой музыки начали появляться в творчестве таких групп, как «Ataraxia», «Dead Can Dance», «Love Is Colder Than Deat», «Arcana», «Faith and the Muse».

 

Популярность

В девяностые годы появляется ряд исполнителей, которые в своих произведениях начали раннюю музыку сочетать с акустическими инструментами, и совмещать с другими стилями (софт-рок или хард-рок). В 1997 году Ричи Блэкмор основал группу «Blackmore's Night», исполняющую мелодии в стиле ренессанс-рок. А группы «Circulus» и «Avalon Rising» провозгласили свои стилем Medieval Folk rock.

 

Российский фолк-рок

Для российского фолк-рока характерно сочетание рок-музыки с элементами русской народной музыки или музыки северных, кельтских народов России. Например, группа «Ят-ха» комбинирует тувинскую народную музыку с роком, а группа «Сак-сок» использует в своих произведениях татарскую народную музыку.
В шестидесятых-семидесятых годах прошлого столетия родоначальниками синтеза фольклора и рок-музыки были вокально-инструментальные ансамбли: «Песняры» из Белоруссии и российский ансамбль «Ариэль».
Более широкое развитие фолк-рок получил с образованием ряда новых групп в России, которые исполняли музыку в этом стиле: «Кукуруза», «Калинов Мост» со студийным альбомом «Выворотень», Инна Желанная и состав «Двуречье», представившие альбом «Светозар» (1995), группа «Адо» из Москвы, в репертуаре которой звучали песни в стиле фолк-рок.


В девяностых годах появляется множество групп, музыка которых охватывает кроме фолк-рока и другие направления, включая психоделию, джаз и неофолк. Это такие группы как «Башня Rowan», «Рада и Терновник», «Сказы Леса» и «Ad Libitum».
В 1996 году образовалась группа «Тиль Уленшпигель», в состав которой позже вошла вокалистка Хелависа. В 1999 произошел распад группы. Хелависа (Наталья О’Шей) предложила музыкантам из «Тиль Уленшпигеля» снова собраться, но уже без его основателя Руслана Комлякова. Музыканты с радостью восприняли это идею и выступили под новым названием: «Мельница». В том же 1999 параллельно с «Мельницей» экс-участники «Тиль Уленшпигеля» Дэн Скурида и Мария Ларина основали группу «Ветер Воды», исполняющую музыку в стиле фолк-рок. Они оставили «Мельницу» в 2002 году, что не помешало ей стать одной из лидирующих по популярности российских фолк-рок групп. В 2002 году также появляется музыкальный проект «Аллегория» – фолк-этно-рок группа, в основе творчества которой лежит славянская тематика, замешанная на арт-роке. Кроме гитары, баса и ударных в композициях «Аллегории» можно услышать перкуссию, струнные и духовые инструменты различных этнических культур.


С конца 90-х годов образовывались интересные группы такие, как «Ива Нова» (женский проект, который для исполнения своей музыки кроме традиционных инструментов, использовал различную домашнюю утварь типа горшков из чугуна или сковородочек), «Reelroadъ», «Пелагея», «МенестрелИ», «Дорога Водана», «The Dartz», «Наследие Вагантов», «TINTAL», «Сиблинги», «Начало Века», «Крыс и Шмендра», «Внуки Святослава», «Тол Мириам», «H-Ural», «White Owl», «H-Ural», «Райдо», «Злата Сварга», «Вилы», «Северный Цвет», «ДХ», «Gen-Dos», «Братья Енотовы», «Монолог в пустыне», «Osimira», «Нимриэль». Значительного успеха достигла российская фолк-рок-группа из Санкт-Петербурга «Тролль гнет ель», репертуар которой представляет собой «пивной фолк». Группу «Sherwood» (Санкт-Петербург) дважды приглашал знаменитый гитарист Ричи Блэкмор для разогрева перед концертами его известного проекта «Blackmore's Night». Из российских лейблов, записывающих фолк-рок, можно отметить «Перекресток Рекордс», специализация которого – издания музыкальных альбомов ролевого движения и фолк-рока, «Навигатор Рекордс», «Kailas Рекордс», издающие диски в славянском стиле и стиле фолк-рок, российское музыкальное издательство «Sketis Music», выпускающее диски с этнической музыкой.

Объединение фолка и рока – Folk-rock

Музыкальный жанр Фолк-рок (на английском языке Folk-rock) – это жанр, который объединяет в одну композицию элементы фолка и рока. Folk- rock образовался в шестидесятых годах в Великобритании и США.

 

Особенности

Первой группой, которая смешала фолк и рок, стала британская сейчас малоизвестная группа «Unit 4+2». И только в середине шестидесятых годов фолк-рок начал уверенно набирать обороты. Мелодии в этом стиле прозвучали в исполнении американской группы «The Byrds», музыканты которой начали исполнять народную музыку с использованием элементов рока под влиянием британских групп, в том числе известных групп «The Beatles», «The Animals» и «The Beau Brummels». Небывалый коммерческий успех кавер-версии мелодии Боба Дилана «Tambourine Man» вызвал целую волну фолк-рока: начали создаваться новые группы и музыкальные произведения в этом жанре.


Основой музыкального содержания произведений в стиле фолк-рок является сильная вокальная составляющая и, довольно-таки «чистый», без дополнительных электронных эффектов, подход к исполнению мелодий на электрогитарах, примером которого является джэнгл-звучание двенадцатиструнной акустической гитары в записях групп «The Byrds», «The Searchers», «The Beatles».


В действительности песни многих групп не имели никакого отношения к настоящему фолк-року. Единственное, что их объединяло – это использование народных музыкальных инструментов таких, как гармонь, виолончель, мандолина или банджо.
В конце шестидесятых – начале семидесятых в жанре фолк-рок исполняли свои произведения такие музыканты, как Тим Бакли, Кэт Стивенс, Леонард Коэн, Джонни Митчелл, Джон Мартин, которые добились впоследствии мирового признания. Заметному увеличению популярности групп, играющих в стиле «progressive rock» способствовало включение в свой репертуар фол-рок песен. Это группы «Procol Harum», «Moody Blues», «Nice», «Emerson, Lake & Palmer».
Большинство групп свое творчество в фол-рок стиле продолжили и в восьмидесятые годы, несмотря на то, что другие новые музыкальные направления, такие как нью-вейв и панк-рок несколько потеснили фолк-рок с хит-парадов.
Для жанра фолк-рок, как впрочем, и для любого другого, невозможно четко определить границы: он включает вновь появившиеся движения и поджанры, на которых оказывает влияние фольклорная музыка Англии и Америки, в меньшей степени – Европы.

 

Металл и фолк – стиль фолк-металл (Folk -metal)

Одним из музыкальных направлений метала является направление фолк-метал или на английском языке Folk-metal. Это музыкальное направление включает в себя сочетание стилей метала с элементами этнической музыки. Поэтому можно сказать, что фолк-метал представляет собой более тяжелую форму развития фолк-рока. Кроме того, фолк-рок довольно близок к арт-року.


При рассмотрении других направлений метала в музыке к фолк-металлу близки направления пэган-метал и викинг-метал. Группа «Skyclad» считается основателем стиля. Но только в середине девяностых годов благодаря творчеству музыкантов групп «Otyg», «Cruachan», «Tuatha de Danann», «Windir» этот стиль стал популярен.

 

Апокалиптик-фолк – Аpocalyptic -folk

     Впервые термин апокалиптик-фолк (Аpocalyptic- folk) был упомянут в связи с рассмотрением творчества английской группы «Current 93», которая выпустила в 1987 году свой альбом. Сразу были отмечены музыкальными критиками основные особенности стиля исполнения этой группы: использование таких традиционных инструментов, как акустические гитары и наличие текстов песен, включающих фольклорные и религиозные символы. Кроме того, еще у двух групп «Sol Invictus» и «Death In June» появились в репертуаре произведения такого же стиля. Во втором альбоме «Burial» группы «Death In June» звучала мелодия, ставшая одной из первых песен в стиле апокалиптик-фолк, которая, пожалуй, положила начало формирования определенной идеологии рассматриваемого музыкального направления. Что касается самого альбома, то в основе его лежал пост-панковый стиль.


Корни стиля аpocalyptic-folk уходят в конец семидесятых – начало восьмидесятых годов, когда образовались и начали формироваться новые стили: экспериментальный индастриал и нойз, представителями которых стали группы «SPK», «Throbbing Gristle» и «Whitehouse». Именно их антимузыкальный минималистичный взгляд на творчество оказал сильное влияние на идеологию основоположников стиля дарк-фолк: в начале своей музыкальной карьеры группа «Dogs Blood Order» (до «Current 93») и «Death In June» неоднократно проводили эксперименты со звуком.
Кроме того, большое влияние на музыку этих групп оказало английское движение пост-панка ( «Gang Of Four Joy Division», «Mission Of Burma»).

 

Прогрессив-фолк (Progressive -folk) или прог-фолк (Prog-folk)

Прогрессив-фолк (на английском языке Progressive-folk) или прог-фолк (на английском языке Prog-folk) является одним из музыкальных жанров, представляющий собой политизированный тип народной американской музыки. В Великобритании этот жанр приписывали музыкантам, исполняющим традиционную народную музыку с какими-либо тематическими, либо стилистическими новшествами.


Впервые термин «прог-фолк» применил в тридцатые годы прошлого века в своей работе музыковед Чарльз Сигер, ссылаясь на политиков народного американского возрождения.
Во второй половине шестидесятых годов началось новое возрождение Folk -музыки как в Северной Америке, так и в Европе. В США это было связано с молодежным протестантским движением, которое иногда имело левый уклон, критикуя правительство. В США наиболее известны такие музыканты, как Bob Dylan, Woody Guthrie, Joan Baez, John Denver, в Англии – Donavan, которые стояли у истоков рождения фолк-рока. В Великобритании прог-фолк возник из жанра скифл, просуществовавшего всего несколько лет, с 1956 по 1959 годы.


Появление в середине шестидесятых годов британского андеграунда и американской контркультуры явилось переломным моментом в развитии стиля прог-фолк. А в отношении психоделических оттенков, появившихся в рок, поп и фолк произведениях, стали применять термин прогрессивный.


Многие известные психоделические музыканты США на рассвете своего творчества выступали как фолк-группы: «Love», «Grateful Dead», «Quicksilver Messenger Service», «Jefferson Airplane» и многие другие, а в Британии – группы «The Pentagle», «Incredible String Band» и «Fairport Convention» - первая группа, «электрифицировавшая» британский традиционный фолк.
     В конце шестидесятых – начале семидесятых годов прошлого столетия, когда начали использоваться новые термины «Progressive Folk», «Acid Folk», «Psych Folk», между группами, исполняющими музыку в этих жанрах, не было большой разницы. Для всех этих групп были характерны отличная игра на музыкальных инструментах и желание экспериментировать.
Музыкальная арена в 1972 году увидела вновь появившиеся группы «Horslips», «Steeleye Spain», «Amazing Blondel», которые смогли соединить рок с кельтским традиционным фолком.


Некоторых музыкантов этого стиля таких, как Grinfon, Algarnas Tradgard, Malicorne, иногда относят к средневековому фолку (Medieval-folk), учитывая широкое использование ими средневековых мотивов.

 

Мятежный фолк или Riot -Folk

Музыкальный стиль фолк-панк (на английском языке Folk-Punk) – это стиль, смешавший в себе различные элементы панк-рока и фолка.
В стиле Folk-Punk различают два независимых направления. Первое – это произведения с элементами традиционного фолк-стиля (кантри-фолк). Многие панк-музыканты отдают предпочтение этому стилю, например «The Knitters». Второе направление – акустическое исполнение произведений. Этот стиль называют «Riot Folk».
«Мятежный фолк» (на английском языке Riot- Folk) – это стиль музыки, который вобрал в себя традиции других стилей: политического радикального фолка, панка и элементов хип-хопа, являясь представителем движений за демократию и социальную справедливость во всем мире. Многие музыканты, являясь по своим политическим взглядам левыми анархистами, отражают в своей музыке признаки борьбы за преобразование и улучшение общества, которой они посвящают свою жизнь.
Этот стиль образовался совсем недавно: впервые термин «Riot-Folk» был упомянут в названии компании звукозаписи «Riot-Folk! Records», владельцем которого являются фолк-исполнители, которые, как говорят, «making folk a threat again» – делают фолк снова угрозой.


В основе вдохновения Riot-Folk лежит творчество таких музыкантов, как Joan Baez, Phil Ochs, Ani DiFranco, «The Clash», Pete Seeger, Woody Guthrie и политическая музыка всех известных времен и стилей.


В развитии и распространении стиля «Riot Folk» не последнюю роль сыграла звукозаписывающая компания «Plan It X Records» из Блумингтона, которая после образования в 1994 году придерживалась строгой этики DIY панков и другой системы ценностей. Известна эта компания тем, что продажа дисков у них проводилась по цене не более пяти долларов независимо от популярности исполнителей. Бывший участник ряда групп таких, как «Machine», «The Devil is Electric», «Operation: Cliff Clavin», «Peanucle The Ted Dancin», музыкант Крис Джонсон (Chris Johnson) руководит этой компанией вместе со своими друзьями. Многие группы, исполняющие свои произведения в стиле фолк-панк, и в других различных стилях и жанрах  панк-культуры записывались на этой студии или каким-либо образом были связаны с ней. В действительности не все группы, которые работают с вышеуказанным лейблом имеют хоть какое-либо отношение к фолк музыке.

 

Единственное общее звено, связывающее их – при исполнении своих музыкальных произведений все они используют такие музыкальные инструменты, которые редко применяются в панк-музыке: виолончели, гармони, банджо или мандолины. С недавних пор к группам, которые играют в таком стиле, начали использовать новый термин Acoustic Punk.
Анархическое сердце является символом, наиболее часто используемым в стиле Riot Folk: буква “А”, помещенная внутрь сердца.

Рейтинг@Mail.ru