Русский English

БАНДЖО


     Ба́нджо (англ. banjo) — струнно-щипковый музыкальный инструмент, род гитары с резонатором (расширенная часть инструмента крыта кожей, как барабан). Томас Джефферсон упоминает о банджо в 1784 году — вероятно, инструмент был завезен в Америку из Западной Африки, где его предшественниками были какие-то арабские инструменты. В XIX веке банджо стало использоваться менестрелями и таким образом проникло в ранние джазовые коллективы в качестве ритмического инструмента. Игра на банджо осуществляется с помощью плектра, так называемых "когтей" (трёх плектров специальной конструкции, одеваемых на большой, указательный и средний пальцы правой руки) или же просто пальцами.

 

Банджо — родственник общеизвестной европейской мандолины, прямой потомок африканской лютни. Но между мандолиной и банджо есть резкое отличие в звуке — банджо имеет звук более звенящий и резкий.
Современное банджо – это музыкальный инструмент, имеющий большое многообразие видов и различное число струн. Бывают даже пяти и шестиструнные модели. Вариант банджо, имеющий шесть струн, настраивается так же, как обычная гитара. Благодаря такой простой настройке и интересному звучанию, он получил всеобщее признание и большую популярность.
В современном звучании, слово «банджо», у большинства обывателей  вызывает ассоциации со стилями блюграсс и кантри. Однако, если обратиться к исторической точке зрения, то банджо, традиционно, занимает не последнее место в афро-американской музыке, в равной степени с представлениями менестрелей, крайне популярными в XIX веке. По сути, африкано - американцами было произведено большое влияние на раннюю стадию развития музыки стиля кантри и блюграсс. Это произошло благодаря введению банджо, а так же использованию новых, незнакомых техник игры на банджо и техник звукоизвлечения.

 

В последнее время банджо стало желанным инструментом в самых разнообразных музыкальных жанрах. Начиная от популярной музыки и заканчивая кельтским панком и потрясающим, колоритным хардкором.
По  сути, музыкант, играющий на банджо, может стать «изюминкой» и украшением любой современной группы.

 

Музыкальные театры – тандем танца и банджо

Культурная жизнь Европы и Америки разительно отличалась в начале 1830-х годов. Европа уже познала прелесть оперы и театральных представлений, а американцы всё ещё довольствовались лишь старыми песнями, английскими, шотландскими или ирландскими.
И вот, наконец, настал долгожданный момент, когда в Америке узнали о кочующих по просторам страны музыкальных театрах, состоящих из небольших групп артистов, чаще всего из шести – двенадцати человек. Им аккомпанировал ансамбль, под звуки которого артисты показывали нехитрый репертуар, состоящий из коротеньких сцен, скетчей, танцев. Ансамбль, в свою очередь, по своему составу был позаимствован у невольничьего домашнего ансамбля и включал в себя одну – две скрипки, два – три банджо, кости и тамбурину. Значительно позже к этому «мини - ансамблю» присоединиться аккордеон, но это будет ещё не скоро. А пока…балом правило банджо!


Менестрельную эстраду было невозможно представить без этого музыкального инструмента. И танец был неотделим от прекрасных звуков банджо. Начиная с сороковых годов и так, до самого конца данной эпохи, словно братья близнецы, неразрывно были взаимосвязаны два артиста: один из них танцевал, а второй исполнял соло на банджо. Более того, артист, играющий на банджо, мог выполнять и все функции одновременно, в зависимости от ситуации, то дополняя игру товарища, то выступая в качестве самостоятельного артиста, притопывая, приплясывая, раскачиваясь, не прерывая музицирование, обнажая и утрируя сложный ритм негритянского танца. Иногда, дополнительные звуки извлекались таким артистом даже из деревянной цирковой подставки, или прочих неожиданных предметов. Характерным является тот факт, что даже название менестрельной пьесы было непрерывно связано с любым танцем псевдо-афроамериканской эстрады - «жиги» или, иначе, «jig». Звуки банджо были избраны менестрелями, несмотря на большое многообразие и пестроту европейских и африканских музыкальных инструментов, так как менестрели посчитали их самыми гармоничными, обладающими господствующей системой образа.
Таким образом, банджо использовалось не только как солирующий инструмент, но и как участник будущего ансамбля менестрелей, сохраняя при этом свою ведущую роль.

 

Звуки банджо поддерживали не только ритм, но и гармоничную мелодичность музыки, которую исполняли. Со временем виртуозная инструментальная фактура банджо даже вытеснила мелодию. Исполнитель обязан был обладать незаурядным талантом и высочайшим уровнем мастерства.

 

БАНДЖО – джаз и кантри

Начиная с 1890-х  годов, когда Ministrel - show  ушло в прошлое, наступила эпоха блюза, рэгтайма, и, конечно же, джаза. Ритмическую пульсацию невозможно было обеспечить на достаточном уровне только лишь барабанами.  Не хватало подвижного синкопирующего звучания оркестра, ритмического инструмента. И белые оркестры сразу же вспомнили о четырёхструнном тенор-банджо, а чёрные оркестры о гитарном банджо, и уже позже о «теноре».
В 1917 году, во время записи первых джазовых пластинок, в исполнении оркестра «Original Dixieland Jazz Band» был выявлен интересный факт во время прослушивания: на пластинке все барабаны, кроме малого, отличающегося пронзительным звучанием при новом, хорошем пластике, было очень плохо слышно, но, при этом, ритм банджо прекрасно, чётко звучал.
Джаз стремительно развивался, завоёвывая сердца всё большего количества людей, появился стиль «Чикаго», на более высокий уровень вышла техника звукозаписи, джаз - коллективы постепенно переходили на более мягкое звучание, ритм - секции довольствовались гибкой, гармоничной гитарой и банджо стало исчезать из джаза.
Но банджо не исчезло в никуда, а лишь сменило джаз на музыку кантри, которое с 20-х годов двадцатого века переживало настоящий пик популярности.


Кантри музыка, черпающая вдохновение в английских, шотландских, ирландских и прочих мелодиях песен и баллад, постепенно сформировала необходимый инструментарий, включающий гитару, мандолину, гавайскую гитару, скрипку, губную гармошку и, конечно же, старое доброе банджо. В тенор – банджо произошли небольшие технические изменения, и заключались они в следующем: на пятом ладу появился колок, пятая струна, по толщине как первая, а так же изменённый строй. Техника игры на банджо так же развивалась и видоизменялась. Аккордовая игра медиатором стала дополняться арпеджио (Fingerpicking). И появилось новое название видоизменённого музыкального инструмента - американское банджо, или иначе, блюгрэсс банджо.
В это время тенор-банджо узнали в Европе. Её неожиданно потянуло к корням, песням средневеково – ренессансной эпохи. Этот процесс стремительно развивался и был прерван лишь войной, после которой появилась английская музыка skiffles.
После была кельтская музыка, а так же эпоха знаменитых Dubliners  и Chieftains. В составе группы можно было встретить сразу несколько банджо, могло быть одновременно и тенор - банджо и американское. В послевоенное время, некоторым джазовым музыкантам захотелось вернуться к истокам, а возникновение диксиленд - движения  вернуло тенор-банджо обратно в джаз, проведя через века до наших дней.

 

Несколько интересных фактов о банджо

Банджо является национальным инструментом негритянской части населения США. Известен с 18 века как bonjar по описанию Томаса Джефферсона. Хотя иногда можно услышать упоминание о известности инструмента на Ямайке ещё в 17 веке. Описанный Томасом Джефферсоном инструмент изготавливался из тыквы, на одну из половинок которой, после высыхания, натягивалась баранья шкура. В свою очередь, из бараньих жил изготавливались струны,  а гриф мастерили из дерева. Среди многих исследователей бытует мнение, что банджо является негритянским народным инструментом, который был тайно вывезен из Африки, либо его просто воспроизвели в Америке по африканскому образцу.

 

Инструмент изначально был известен совсем узкому, практически замкнутому кругу людей и демонстрировать диковинку за пределами своей среды никто не спешил. Широкая публика познала банджо, благодаря деятельности небольших театров, которые исполняли всевозможные сценки, песни и танцы.

 

Дополнительные струны, а так же лады, возникли на банджо несколько позже. Это было связано с тем, что техника игры на банджо непрерывно развивалась, усложнился мелодический рисунок, становился более виртуозным.


Интересен тот факт, что негры практически отказались от банджо, изгнав из своего круга. Это произошло по той причине, что, в качестве издёвки, на картинах очень часто изображали негра с банджо в руках, оппозиционируя его как лентяя и бездельника.
Начиная с 1890 года, банджо приобрело большую популярность в джазовой музыке и часто входило в состав духового джазового оркестра. Особой популярностью пользовался четырехструнный инструмент. Его ритм был прекрасно слышен на записи.

 

Играли на банджо и легендарные личности. Существует интересный факт, рассказывающий о том, что Джона Леннона на банджо научила играть его мать. Говорят, что после такого обучения он потом долго не мог  приспособится к игре на гитаре.

Рейтинг@Mail.ru